Бюджетное учреждение Орловской области
«Областной реабилитационный центр для детей
  и подростков с ограниченными возможностями»

Версия для слабовидящих
для слабовидящих

Инновационные технологии


Новости
Направления деятельности

Реабилитационные костюмы «Атлант» и «Фаэтон»



Одним из эффективных решений для восстановления двигательных функций ребенка с ДЦП являются специальные пневмокомбинезоны. Это реабилитационные костюмы «Атлант» и «Фаэтон», которые выполняют функцию нейроортопедических тренажеров, благотворно воздействуя на состояние опорно-двигательной системы ребенка. Костюмы могут использоваться как один из элементов комплексной восстановительной программы (стационарно, дома или амбулаторно) или как самостоятельный инструмент реабилитации.


Применение комбинезонов может быть рекомендовано, помимо случаев ДЦП:

  • при повреждениях спинного мозга и позвоночника;
  • при последствиях детского инсульта;
  • при остеохондрозе, сколиозе, нарушениях осанки;
  • при заболеваниях костно-мышечной системы;
  • при черепно мозговых травмах.


Оздоровительные занятия в реабилитационных костюмах позволяют:

  • полностью или частично восстановить или компенсировать нарушения двигательных функций ребенка — в зависимости от давности заболевания и объема их дефицита;
  • восстановить статико-динамический баланс и улучшить координацию движений;
  • активизировать навыки передвижения;
  • восстановить функции речевого аппарата (при моторной аффазии и других заболеваниях).

Лечебный эффект костюмов связан с тем, что при создании нагрузки на определенные группы мышц они начинают посылать в головной мозг импульсы, активирующие клетки двигательного центра. В итоге разрушаются цепи патологических рефлексов и создаются цепи рефлексов «правильных». После нескольких курсов реабилитации с использованием костюма эти цепи становятся очень прочными, пациент начинает удерживать позу, восстанавливаются навыки ходьбы, улучшается координация, навыки праксиса и речи. Эффект от реабилитации сохраняется в течение длительного времени. Комбинезоны используются в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.

Особенно высокие результаты при использовании реабилитационных костюмов «Атлант» и «Фаэтон» были продемонстрированы именно при работе с детьми ДЦП. Максимальный эффект методика приносит в комбинации с другими восстановительными процедурами (рефлексотерапия, массаж, бассейн и т.д.).

Лечебные методики «Адели» для детей, страдающих ДЦП

Абсолютно новым современным эффективным средством реабилитации для детей, страдающих ДЦП, является лечебный нагрузочный костюм «Адели».

Костюм был разработан в 1992 году группой российских клиницистов и физиологов на базе новейших для своего времени достижений в области космической медицины. За 20 лет его применения в клиниках и мед. центрах страны улучшения различной степени: от незначительных до значительных, отмечаются у 98% пациентов.

Основной смысл методик «Адели» заключается в активном направленном воздействии на поражённые двигательные центры головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций, разрушение сложившихся патологических стереотипов движения и их замены нормализованными рефлекторными связями.

Конструкция костюма даёт возможность скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную активность пациента, частично компенсировать отсутствующую функцию мышцы, затруднить или облегчить отдельные виды движения. Таким образом, использование методик «Адели» постепенно приводит к выработке более близкого к норме двигательного стереотипа. Кроме того, двигательное развитие больных детей оказывает мощное влияние на формирование речи, психики, интеллекта, анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной и др.

Видео 1. Костюм «Адели»

Видео 2. Костюм «Адели»

Видео 3. Костюм «Адели»


Курс лечения состоит из ежедневных занятий в костюме «Адели» в течение 4-х недель. Время занятий увеличивается постепенно с каждым днём. Положительную динамику родители отмечают уже после первого курса лечения. Улучшается, становится более уверенной походка. После 2-го курса в костюме «Адели» некоторые дети, которые до этого не умели ходить, начали ходить. Даже у детей с наиболее тяжёлыми формами ДЦП, отмечается положительная динамика: стали лучше держать голову, появились первые осознанные звуки речи, в значительной степени снизились патологические поздно тонические рефлексы. Повторные курсы с использованием методик «Адели» через 3-4 месяца рекомендуются всем больным ДЦП, за исключением подпадающих под противопоказания: эпилепсия в приступном периоде, дисплазия тазобедренных суставов, вывихи, подвывихи суставов, выраженное снижение интеллекта или грубое нарушение психоэмоциональной сферы).

Сенсорная комната

Сама по себе комната психологической разгрузки, в которой имеется различное оборудование, является нововведением в детских учреждениях. Здесь педагог-психолог воздействует на психику ребёнка, его внутренний мир, эмоции при помощи таких средств, как световые эффекты, музыка, звуки текущей или бурлящей воды, удобная расслабляющая мебель, сухой бассейн с разноцветными шариками и др.

Автокомплекс

С открытием автокомплекса, в центре отмечаются существенные изменения в подходе к обучению детей Правилам дорожного движения (ПДД), а именно – не механическому заучиванию Правил, и формированию навыков безопасного поведения в дорожной среде. Новые образовательные подходы сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Эта совокупность новых идей и представлений создает качественно новую ситуацию непосредственного воздействия на подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении.

В адаптированных программах дополнительного образования социально-педагогической направленности «Дорожная азбука» и «Авто – класс!» впервые раскрываются психологические аспекты в обучении детей безопасному поведению в дорожной среде. Отличительной чертой этих программ от других программ является использование в образовательном процессе психолого-педагогических техник, способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге с учетом возрастных особенностей обучающихся и изменений, внесённых в Правила дорожного движения. В процессе обучения широко используются электронные компоненты автогородка и автокласса, включающие в себя комплекс интерактивных учебных модулей. Реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.

Новые образовательные подходы педагогов, работающих по данным программам, сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Эта совокупность новых идей и представлений создает качественно новую ситуацию непосредственного воздействия на подготовку воспитанников центра к самостоятельному участию в дорожном движении. В образовательном процессе педагогами центра используются психолого-педагогические технологии, способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге с учетом возрастных особенностей обучающихся и изменений, внесённых в Правила дорожного движения.

Автогородок

Автокласс

Автокласс

Автокласс

Игротерапия

Всё новое – это хорошо забытое старое. Во все времена детям прививали самые различные навыки в игре. Сейчас игротерапию считают одним из видов инновационных технологий реабилитации детей — инвалидов. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность. В игре дети выражают эмоции. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт.

Игровая терапия оказывается эффективной при работе педагога-психолога с детьми разной диагностической категории. Она эффективна как помощь при коррекции агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей; при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей и др.

Социальный педагог использует данные методики для отработки у детей навыков самообслуживания, социально бытового ориентирования, навыков мелкой моторики, речевых навыков. Эта технология уникальна ещё и тем, что в игровую деятельность целенаправленно включаются родители, а затем, обучившись различным игровым приёмам во время занятий с тем или иным педагогом, применяют эти приёмы дома, играя со своим ребёнком. Это обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса. Примеры различных развивающих игр даются родителям на руки в качестве рекомендаций.

Сказкотерапия

Это методика, главной целью этой деятельности является развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также произвольной регуляции поведения. Но есть определённая специфика в использовании одинаковых технологий педагогом-психологом и социальным педагогом. Например, если психологи используют метод сказкотерапии с целью снижения чувства тревожности, агрессивности, уменьшения количества страхов. А также для того, чтобы способствовать пониманию ребёнком себя и эмпатическому пониманию других людей, формированию чувства ответственности за своё поведение, умения самостоятельно принимать решения.

Cоциальный педагог применяет сказкотерапию как метод с целью расширения у ребёнка знаний об окружающем мире, развития творческого воображения, речевых навыков. Соответственно, и подходы к данной методике разные.

Арттерапия

Элементы арттерапии очень широко используются педагогами самого разного профиля. Она включает в себя  художественное  и декоративно-прикладное творчество,  театральное искусство. Однако, если педагоги-психологи и социальный педагог в своих занятиях используют отдельные элементы арттерапии, то для педагога дополнительного образования эта методика является основополагающей.

Экотерапия в сенсорном саду – «ЭКОМИР»

В нашем центре в рамках проекта «Сенсорный сад – «ЭКОМИР» функционирует УНИКАЛЬНЫЙ в регионе сад ощущений, восприятий и прикосновений. Это Сад природной терапии – «ЭКОМИР».

Сенсорный сад — это интерактивное пространство из растений и природных материалов. Во время нахождения в сенсорном саду состояние человека улучшается через отобранные и сконцентрированные в одном месте тактильные, звуковые, визуальные, обонятельные и другие стимулы.

В сенсорном саду ходить разрешается везде! И не только по траве. Можно и нужно трогать и нюхать растения; ходить босиком; пересыпать гальку, песок, кору; валяться в сене; закапывать руки и ноги в сыпучие материалы; бегать, прыгать, рассматривать разные природные цвета, слушать шелест трав. В общем, делать все, что захочется, следуя за ощущениями в своем теле.

Да, это действительно целый мир ощущений, мир, где можно найти ту самую гармонию с природой, которая помогает не только почувствовать себя лучше, но и развить свои чувства.

«Тактильный сад» («Сенсорные дорожки» вместе с «Модульный сад-конструктор».

Благодаря этому и многим другим проектам, наш реабилитационный центр дает возможность развиваться детям и подросткам, расширяет их возможности и старается сделать все, чтобы каждый особенный ребенок чувствовал себя комфортно.

ЭКОМИР

ЭКОМИР

Иппотерапия

Иппотерапия - это уникальное по эффективности средство реабилитации при ряде тяжелых заболеваний, в первую очередь, ДЦП, широко применяемое в мировой реабилитационной практике. Особое воздействие иппотерапии на ребенка с ДЦП заключается в стимулировании развития двигательных рефлексов. Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством для воспроизведения двигательной активности. Когда ребенок сидит верхом, его осанка вырабатывается благодаря специфике движения лошади, идущей вперед; а с помощью слабых координационных реакций вырабатывается, и тренируются удержание равновесия и компенсаторные мышечные сокращения.

Специфическая стимуляция улучшает осанку, так как облегчает нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций, доступных ребенку. Одновременно такая двигательная коррекция тренирует мускулатуру, устраняя ее непропорциональность, и регулирует мышечный тонус, что также максимально увеличивает объем двигательной активности в суставах. На фоне такого комплексного развития мышечно-связочного аппарата при занятиях верхом на лошади происходит выраженное развитие двигательных функций.

Иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психо-эмоциональную сферу, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов.

Кабинет социально-бытовой адаптации


Перед специалистами Центра стоит задача сформировать у детей-инвалидов знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.

Для более успешной социальной адаптации обязательно предполагается введение курса по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью в Центре создан кабинет социально-бытовой адаптации.

Цель работы кабинета:
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями.

Задачи:
Обучение ребенка основным социальным навыкам при помощи технических средств реабилитации (личной гигиене, самообслуживанию и пр.).
Оказание консультативной помощи членам семей, проведение практических занятий.

Учимся:

Гладить

Готовить Заправлять кровать Сажать цветы Поливать цветы Вешать одежду

БУОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
© 2016-2019