Бюджетное учреждение Орловской области
«Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Версия для слабовидящих
для слабовидящих

Инновационные технологии


Реабилитационные костюмы «Атлант» и «Фаэтон»



Одним из эффективных решений для восстановления двигательных функций ребенка с ДЦП являются специальные пневмокомбинезоны. Это реабилитационные костюмы «Атлант» и «Фаэтон», которые выполняют функцию нейроортопедических тренажеров, благотворно воздействуя на состояние опорно-двигательной системы ребенка. Костюмы могут использоваться как один из элементов комплексной восстановительной программы (стационарно, дома или амбулаторно) или как самостоятельный инструмент реабилитации.


Применение комбинезонов может быть рекомендовано, помимо случаев ДЦП:

  • при повреждениях спинного мозга и позвоночника;
  • при последствиях детского инсульта;
  • при остеохондрозе, сколиозе, нарушениях осанки;
  • при заболеваниях костно-мышечной системы;
  • при черепно мозговых травмах.


Оздоровительные занятия в реабилитационных костюмах позволяют:

  • полностью или частично восстановить или компенсировать нарушения двигательных функций ребенка — в зависимости от давности заболевания и объема их дефицита;
  • восстановить статико-динамический баланс и улучшить координацию движений;
  • активизировать навыки передвижения;
  • восстановить функции речевого аппарата (при моторной аффазии и других заболеваниях).

Лечебный эффект костюмов связан с тем, что при создании нагрузки на определенные группы мышц они начинают посылать в головной мозг импульсы, активирующие клетки двигательного центра. В итоге разрушаются цепи патологических рефлексов и создаются цепи рефлексов «правильных». После нескольких курсов реабилитации с использованием костюма эти цепи становятся очень прочными, пациент начинает удерживать позу, восстанавливаются навыки ходьбы, улучшается координация, навыки праксиса и речи. Эффект от реабилитации сохраняется в течение длительного времени. Комбинезоны используются в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.

Особенно высокие результаты при использовании реабилитационных костюмов «Атлант» и «Фаэтон» были продемонстрированы именно при работе с детьми ДЦП. Максимальный эффект методика приносит в комбинации с другими восстановительными процедурами (рефлексотерапия, массаж, бассейн и т.д.).

Лечебные методики «Адели» для детей, страдающих ДЦП

Абсолютно новым современным эффективным средством реабилитации для детей, страдающих ДЦП, является лечебный нагрузочный костюм «Адели».

Костюм был разработан в 1992 году группой российских клиницистов и физиологов на базе новейших для своего времени достижений в области космической медицины. За 20 лет его применения в клиниках и мед. центрах страны улучшения различной степени: от незначительных до значительных, отмечаются у 98% пациентов.

Основной смысл методик «Адели» заключается в активном направленном воздействии на поражённые двигательные центры головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций, разрушение сложившихся патологических стереотипов движения и их замены нормализованными рефлекторными связями.

Конструкция костюма даёт возможность скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную активность пациента, частично компенсировать отсутствующую функцию мышцы, затруднить или облегчить отдельные виды движения. Таким образом, использование методик «Адели» постепенно приводит к выработке более близкого к норме двигательного стереотипа. Кроме того, двигательное развитие больных детей оказывает мощное влияние на формирование речи, психики, интеллекта, анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной и др.

Видео 1. Костюм «Адели»

Видео 2. Костюм «Адели»

Видео 3. Костюм «Адели»


Курс лечения состоит из ежедневных занятий в костюме «Адели» в течение 4-х недель. Время занятий увеличивается постепенно с каждым днём. Положительную динамику родители отмечают уже после первого курса лечения. Улучшается, становится более уверенной походка. После 2-го курса в костюме «Адели» некоторые дети, которые до этого не умели ходить, начали ходить. Даже у детей с наиболее тяжёлыми формами ДЦП, отмечается положительная динамика: стали лучше держать голову, появились первые осознанные звуки речи, в значительной степени снизились патологические поздно тонические рефлексы. Повторные курсы с использованием методик «Адели» через 3-4 месяца рекомендуются всем больным ДЦП, за исключением подпадающих под противопоказания: эпилепсия в приступном периоде, дисплазия тазобедренных суставов, вывихи, подвывихи суставов, выраженное снижение интеллекта или грубое нарушение психоэмоциональной сферы).

Дом Совы

«Дом Совы» – это уникальное пространство, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь в «Доме Совы» ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. В процессе занятий значительно улучшаются все когнитивные процессы, ребёнок учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения.

Тренажер Гросса

«Тренажер Гросса» позволяет при недостаточной функции мышц создавать облегченные условия для их работы, дозируя оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая тем самым нормальную подвижность в суставах. Тренажер позволяет создать условия даже тем детям, которые не владеют двигательными функциями выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения во всех плоскостях пространства (вперед, назад, в сторону, вверх вниз).

Cистемы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs

Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит. Главное предназначение карточек Pecs – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами.

Группа кратковременного пребывания «Мы вместе»

Группа кратковременного пребывания «Мы вместе» для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В течение 3 часового пребывания в центре с детьми проводятся интегрированные занятия, индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогами, мастер-классы, оздоровительные мероприятия – подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений. Интеграция осуществляется на основе соединения знаний из различных областей, используя одну сквозную тему, образ или сюжет и складывается в сознании детей в более емкое, многогранное представление о мире. На интегрированном занятии работают 2-3 педагога одновременно. Диалог на таком занятии ведется не только «воспитанники + специалист», но и «педагог+педагог», создавая атмосферу доброжелательности, доверия и сотрудничества.

Автокомплекс

С открытием автокомплекса, в центре отмечаются существенные изменения в подходе к обучению детей Правилам дорожного движения (ПДД), а именно – не механическому заучиванию Правил, и формированию навыков безопасного поведения в дорожной среде. Новые образовательные подходы сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Эта совокупность новых идей и представлений создает качественно новую ситуацию непосредственного воздействия на подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении.

В адаптированных программах дополнительного образования социально-педагогической направленности «Дорожная азбука» и «Авто – класс!» впервые раскрываются психологические аспекты в обучении детей безопасному поведению в дорожной среде. Отличительной чертой этих программ от других программ является использование в образовательном процессе психолого-педагогических техник, способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге с учетом возрастных особенностей обучающихся и изменений, внесённых в Правила дорожного движения. В процессе обучения широко используются электронные компоненты автогородка и автокласса, включающие в себя комплекс интерактивных учебных модулей. Реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.

Новые образовательные подходы педагогов, работающих по данным программам, сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Эта совокупность новых идей и представлений создает качественно новую ситуацию непосредственного воздействия на подготовку воспитанников центра к самостоятельному участию в дорожном движении. В образовательном процессе педагогами центра используются психолого-педагогические технологии, способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге с учетом возрастных особенностей обучающихся и изменений, внесённых в Правила дорожного движения.

Автогородок

Автокласс

Автокласс

Автокласс

Игротерапия

Всё новое – это хорошо забытое старое. Во все времена детям прививали самые различные навыки в игре. Сейчас игротерапию считают одним из видов инновационных технологий реабилитации детей — инвалидов. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность. В игре дети выражают эмоции. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт.

Игровая терапия оказывается эффективной при работе педагога-психолога с детьми разной диагностической категории. Она эффективна как помощь при коррекции агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей; при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей и др.

Социальный педагог использует данные методики для отработки у детей навыков самообслуживания, социально бытового ориентирования, навыков мелкой моторики, речевых навыков. Эта технология уникальна ещё и тем, что в игровую деятельность целенаправленно включаются родители, а затем, обучившись различным игровым приёмам во время занятий с тем или иным педагогом, применяют эти приёмы дома, играя со своим ребёнком. Это обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса. Примеры различных развивающих игр даются родителям на руки в качестве рекомендаций.

Сказкотерапия

Это методика, главной целью этой деятельности является развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также произвольной регуляции поведения. Но есть определённая специфика в использовании одинаковых технологий педагогом-психологом и социальным педагогом. Например, если психологи используют метод сказкотерапии с целью снижения чувства тревожности, агрессивности, уменьшения количества страхов. А также для того, чтобы способствовать пониманию ребёнком себя и эмпатическому пониманию других людей, формированию чувства ответственности за своё поведение, умения самостоятельно принимать решения.

Cоциальный педагог применяет сказкотерапию как метод с целью расширения у ребёнка знаний об окружающем мире, развития творческого воображения, речевых навыков. Соответственно, и подходы к данной методике разные.

Арттерапия

Элементы арттерапии очень широко используются педагогами самого разного профиля. Она включает в себя  художественное  и декоративно-прикладное творчество,  театральное искусство. Однако, если педагоги-психологи и социальный педагог в своих занятиях используют отдельные элементы арттерапии, то для педагога дополнительного образования эта методика является основополагающей.

Экотерапия в сенсорном саду – «ЭКОМИР»

В нашем центре в рамках проекта «Сенсорный сад – «ЭКОМИР» функционирует УНИКАЛЬНЫЙ в регионе сад ощущений, восприятий и прикосновений. Это Сад природной терапии – «ЭКОМИР».

Сенсорный сад — это интерактивное пространство из растений и природных материалов. Во время нахождения в сенсорном саду состояние человека улучшается через отобранные и сконцентрированные в одном месте тактильные, звуковые, визуальные, обонятельные и другие стимулы.

В сенсорном саду ходить разрешается везде! И не только по траве. Можно и нужно трогать и нюхать растения; ходить босиком; пересыпать гальку, песок, кору; валяться в сене; закапывать руки и ноги в сыпучие материалы; бегать, прыгать, рассматривать разные природные цвета, слушать шелест трав. В общем, делать все, что захочется, следуя за ощущениями в своем теле.

Да, это действительно целый мир ощущений, мир, где можно найти ту самую гармонию с природой, которая помогает не только почувствовать себя лучше, но и развить свои чувства.

«Тактильный сад» («Сенсорные дорожки» вместе с «Модульный сад-конструктор».

Благодаря этому и многим другим проектам, наш реабилитационный центр дает возможность развиваться детям и подросткам, расширяет их возможности и старается сделать все, чтобы каждый особенный ребенок чувствовал себя комфортно.

ЭКОМИР

ЭКОМИР

Иппотерапия

Иппотерапия - это уникальное по эффективности средство реабилитации при ряде тяжелых заболеваний, в первую очередь, ДЦП, широко применяемое в мировой реабилитационной практике. Особое воздействие иппотерапии на ребенка с ДЦП заключается в стимулировании развития двигательных рефлексов. Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством для воспроизведения двигательной активности. Когда ребенок сидит верхом, его осанка вырабатывается благодаря специфике движения лошади, идущей вперед; а с помощью слабых координационных реакций вырабатывается, и тренируются удержание равновесия и компенсаторные мышечные сокращения.

Специфическая стимуляция улучшает осанку, так как облегчает нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций, доступных ребенку. Одновременно такая двигательная коррекция тренирует мускулатуру, устраняя ее непропорциональность, и регулирует мышечный тонус, что также максимально увеличивает объем двигательной активности в суставах. На фоне такого комплексного развития мышечно-связочного аппарата при занятиях верхом на лошади происходит выраженное развитие двигательных функций.

Иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психо-эмоциональную сферу, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов.

Кабинет социально-бытовой адаптации


Перед специалистами Центра стоит задача сформировать у детей-инвалидов знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.

Для более успешной социальной адаптации обязательно предполагается введение курса по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью в Центре создан кабинет социально-бытовой адаптации.

Цель работы кабинета:
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями.

Задачи:
Обучение ребенка основным социальным навыкам при помощи технических средств реабилитации (личной гигиене, самообслуживанию и пр.).
Оказание консультативной помощи членам семей, проведение практических занятий.

Учимся:

Гладить

Готовить Заправлять кровать Сажать цветы Поливать цветы Вешать одежду

БУОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
© 2016