|
Реабилитационные костюмы «Атлант» и «Фаэтон» |
|||
Одним из эффективных решений для восстановления двигательных функций ребенка с ДЦП являются специальные пневмокомбинезоны. Это реабилитационные костюмы «Атлант» и «Фаэтон», которые выполняют функцию нейроортопедических тренажеров, благотворно воздействуя на состояние опорно-двигательной системы ребенка. Костюмы могут использоваться как один из элементов комплексной восстановительной программы (стационарно, дома или амбулаторно) или как самостоятельный инструмент реабилитации. Применение комбинезонов может быть рекомендовано, помимо случаев ДЦП:
Оздоровительные занятия в реабилитационных костюмах позволяют:
|
|||
Лечебный эффект костюмов связан с тем, что при создании нагрузки на определенные группы мышц они начинают посылать в головной мозг импульсы, активирующие клетки двигательного центра. В итоге разрушаются цепи патологических рефлексов и создаются цепи рефлексов «правильных». После нескольких курсов реабилитации с использованием костюма эти цепи становятся очень прочными, пациент начинает удерживать позу, восстанавливаются навыки ходьбы, улучшается координация, навыки праксиса и речи. Эффект от реабилитации сохраняется в течение длительного времени. Комбинезоны используются в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции. Особенно высокие результаты при использовании реабилитационных костюмов «Атлант» и «Фаэтон» были продемонстрированы именно при работе с детьми ДЦП. Максимальный эффект методика приносит в комбинации с другими восстановительными процедурами (рефлексотерапия, массаж, бассейн и т.д.). |
Лечебные методики «Адели» для детей, страдающих ДЦП |
|||
Абсолютно новым современным эффективным средством реабилитации для детей, страдающих ДЦП, является лечебный нагрузочный костюм «Адели». Костюм был разработан в 1992 году группой российских клиницистов и физиологов на базе новейших для своего времени достижений в области космической медицины. За 20 лет его применения в клиниках и мед. центрах страны улучшения различной степени: от незначительных до значительных, отмечаются у 98% пациентов. Основной смысл методик «Адели» заключается в активном направленном воздействии на поражённые двигательные центры головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций, разрушение сложившихся патологических стереотипов движения и их замены нормализованными рефлекторными связями. |
|||
Дом Совы |
|||
«Дом Совы» – это уникальное пространство, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь в «Доме Совы» ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. В процессе занятий значительно улучшаются все когнитивные процессы, ребёнок учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. |
|||
Тренажер Гросса |
|||
«Тренажер Гросса» позволяет при недостаточной функции мышц создавать облегченные условия для их работы, дозируя оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая тем самым нормальную подвижность в суставах. Тренажер позволяет создать условия даже тем детям, которые не владеют двигательными функциями выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения во всех плоскостях пространства (вперед, назад, в сторону, вверх вниз). |
|||
Cистемы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs |
|||
Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит. Главное предназначение карточек Pecs – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами. |
|||
Группа кратковременного пребывания «Мы вместе» |
|||
Группа кратковременного пребывания «Мы вместе» для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В течение 3 часового пребывания в центре с детьми проводятся интегрированные занятия, индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогами, мастер-классы, оздоровительные мероприятия – подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений. Интеграция осуществляется на основе соединения знаний из различных областей, используя одну сквозную тему, образ или сюжет и складывается в сознании детей в более емкое, многогранное представление о мире. На интегрированном занятии работают 2-3 педагога одновременно. Диалог на таком занятии ведется не только «воспитанники + специалист», но и «педагог+педагог», создавая атмосферу доброжелательности, доверия и сотрудничества. |
|||
Автокомплекс |
|||
С открытием автокомплекса, в центре отмечаются существенные изменения в подходе к обучению детей Правилам дорожного движения (ПДД), а именно – не механическому заучиванию Правил, и формированию навыков безопасного поведения в дорожной среде. Новые образовательные подходы сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Эта совокупность новых идей и представлений создает качественно новую ситуацию непосредственного воздействия на подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении. |
|||
В адаптированных программах дополнительного образования социально-педагогической направленности «Дорожная азбука» и «Авто – класс!» впервые раскрываются психологические аспекты в обучении детей безопасному поведению в дорожной среде. Отличительной чертой этих программ от других программ является использование в образовательном процессе психолого-педагогических техник, способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге с учетом возрастных особенностей обучающихся и изменений, внесённых в Правила дорожного движения. В процессе обучения широко используются электронные компоненты автогородка и автокласса, включающие в себя комплекс интерактивных учебных модулей. Реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности. Новые образовательные подходы педагогов, работающих по данным программам, сочетают традиционные методики и современные информационные технологии. Эта совокупность новых идей и представлений создает качественно новую ситуацию непосредственного воздействия на подготовку воспитанников центра к самостоятельному участию в дорожном движении. В образовательном процессе педагогами центра используются психолого-педагогические технологии, способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге с учетом возрастных особенностей обучающихся и изменений, внесённых в Правила дорожного движения. |
|||
Игротерапия |
|||
Всё новое – это хорошо забытое старое. Во все времена детям прививали самые различные навыки в игре. Сейчас игротерапию считают одним из видов инновационных технологий реабилитации детей — инвалидов. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность. В игре дети выражают эмоции. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт. |
|||
Игровая терапия оказывается эффективной при работе педагога-психолога с детьми разной диагностической категории. Она эффективна как помощь при коррекции агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей; при коррекции затруднений в чтении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей и др. Социальный педагог использует данные методики для отработки у детей навыков самообслуживания, социально бытового ориентирования, навыков мелкой моторики, речевых навыков. Эта технология уникальна ещё и тем, что в игровую деятельность целенаправленно включаются родители, а затем, обучившись различным игровым приёмам во время занятий с тем или иным педагогом, применяют эти приёмы дома, играя со своим ребёнком. Это обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса. Примеры различных развивающих игр даются родителям на руки в качестве рекомендаций. |
Сказкотерапия |
|||
Это методика, главной целью этой деятельности является развитие всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, а также произвольной регуляции поведения. Но есть определённая специфика в использовании одинаковых технологий педагогом-психологом и социальным педагогом. Например, если психологи используют метод сказкотерапии с целью снижения чувства тревожности, агрессивности, уменьшения количества страхов. А также для того, чтобы способствовать пониманию ребёнком себя и эмпатическому пониманию других людей, формированию чувства ответственности за своё поведение, умения самостоятельно принимать решения. |
|||
Cоциальный педагог применяет сказкотерапию как метод с целью расширения у ребёнка знаний об окружающем мире, развития творческого воображения, речевых навыков. Соответственно, и подходы к данной методике разные. |
Арттерапия |
|||
Элементы арттерапии очень широко используются педагогами самого разного профиля. Она включает в себя художественное и декоративно-прикладное творчество, театральное искусство. Однако, если педагоги-психологи и социальный педагог в своих занятиях используют отдельные элементы арттерапии, то для педагога дополнительного образования эта методика является основополагающей. |
|||
Экотерапия в сенсорном саду – «ЭКОМИР» |
|||
В нашем центре в рамках проекта «Сенсорный сад – «ЭКОМИР» функционирует УНИКАЛЬНЫЙ в регионе сад ощущений, восприятий и прикосновений. Это Сад природной терапии – «ЭКОМИР». Сенсорный сад — это интерактивное пространство из растений и природных материалов. Во время нахождения в сенсорном саду состояние человека улучшается через отобранные и сконцентрированные в одном месте тактильные, звуковые, визуальные, обонятельные и другие стимулы. |
|||
В сенсорном саду ходить разрешается везде! И не только по траве. Можно и нужно трогать и нюхать растения; ходить босиком; пересыпать гальку, песок, кору; валяться в сене; закапывать руки и ноги в сыпучие материалы; бегать, прыгать, рассматривать разные природные цвета, слушать шелест трав. В общем, делать все, что захочется, следуя за ощущениями в своем теле. Да, это действительно целый мир ощущений, мир, где можно найти ту самую гармонию с природой, которая помогает не только почувствовать себя лучше, но и развить свои чувства. «Тактильный сад» («Сенсорные дорожки» вместе с «Модульный сад-конструктор». Благодаря этому и многим другим проектам, наш реабилитационный центр дает возможность развиваться детям и подросткам, расширяет их возможности и старается сделать все, чтобы каждый особенный ребенок чувствовал себя комфортно. |
|||
Иппотерапия |
|||
Иппотерапия - это уникальное по эффективности средство реабилитации при ряде тяжелых заболеваний, в первую очередь, ДЦП, широко применяемое в мировой реабилитационной практике. Особое воздействие иппотерапии на ребенка с ДЦП заключается в стимулировании развития двигательных рефлексов. Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством для воспроизведения двигательной активности. Когда ребенок сидит верхом, его осанка вырабатывается благодаря специфике движения лошади, идущей вперед; а с помощью слабых координационных реакций вырабатывается, и тренируются удержание равновесия и компенсаторные мышечные сокращения. |
|||
Специфическая стимуляция улучшает осанку, так как облегчает нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций, доступных ребенку. Одновременно такая двигательная коррекция тренирует мускулатуру, устраняя ее непропорциональность, и регулирует мышечный тонус, что также максимально увеличивает объем двигательной активности в суставах. На фоне такого комплексного развития мышечно-связочного аппарата при занятиях верхом на лошади происходит выраженное развитие двигательных функций. Иппотерапия оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психо-эмоциональную сферу, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. |
Кабинет социально-бытовой адаптации |
|||
|
Перед специалистами Центра стоит задача сформировать у детей-инвалидов знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. Для более успешной социальной адаптации обязательно предполагается введение курса по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью в Центре создан кабинет социально-бытовой адаптации. |
||
Цель работы кабинета: Задачи: Учимся: |
|||
Гладить |
Готовить | Заправлять кровать | Сажать цветы | Поливать цветы | Вешать одежду | ||
БУОО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» |